Стихи
free pokerfree poker

План анализа стихотворения

Подробный план анализа стихотворения:

 

Начиная анализ стихотворения, нужно понять непосредственное его содержание - переживание, чувство, эмоции.

Понять "принадлежность" эмоций и мыслей, выраженных в стихотворении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

- понять предмет описания и его связь с поэтическим замыслом (прямая - косвенная);

- понять организацию (композицию) стихотворения;

- понять звуковой рисунок;

- понять своеобразие применения изобразительных средств автором стихотворения (активное - скупое);

- понять лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика...);

- понять ритмику стихотворения (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

- понять интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

 

 

План анализа стихотворения:

 

1. Автор и название произведения.

 

2. История создания лирического произведения (когда написано, кому посвящено и т.д.).

Место данного лирического произведения в творчестве поэта или в серии стихотворений на похожую тему (с подобным мотивом, структурой и т.п.)

 

3. Основная мысль произведения (о чём стихотворение). Если поэт принадлежит к какой-либо литературной группировке: футурист, символист, акмеист, - то нужно подобрать примеры, показывающие, что перед нами стихотворение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Привести цитаты из содержания произведения, подтверждающие данные выводы.

Тема лирического произведения:

- любовная/интимная;

- пейзаж;

- общественно-политическая;

- философская.

 

Сюжет стихотворения:

- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

- без сюжета: образы чувств (...).

 

4. Художественные приемы, с помощью которых автор создает образы:

Какую лексику использует поэт:

- публицистическую

- бытовую, повседневную

- литературную

- архаизмы, устаревшие слова

 

5. Композиция стихотворения.

Нужно:

- определить основное переживание, эмоции, настроение, отразившееся в стихотворении;

- понять стройность композиционного построения, его принадлежность выражению какой-либо мысли;

- понять лирическую ситуацию, представленную в произведении (конфликт героя с собой и т.д.)

- понять жизненную ситуацию, которая, могла вызвать эти эмоции;

- выделить главные части стихотворения: определить их связь (эмоциональный "рисунок").

 

Композиция лирического произведения, его деление на строфы.

Представляет ли каждая строфа стихотворения законченную мысль или в строфе показывается часть главной мысли.

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

 

Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер:

акцентный стих;

_ _' _ амфибрахий;

_ _ _' анапест;

верлибр (свободный или белый стих);

'_ _ _ дактиль;

дольник;

'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;

_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

 

Рифма:

аабб - парная;

абаб - перекрёстная;

абба - кольцевая.

анафоры (одинаковое начало строчек) - рифма, только в начале стихотворения.

переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается определенное внимание).

 

6. Поэтическая лексика.

Необходимо описать активность применения некоторых групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.

- описать меру близости языка стихотворения с разговорным;

- описать своеобразие и активность применения тропов.

 

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

- аллегория - иносказательное представление абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

- гипербола - художественное преувеличение;

- литота - преуменьшение;

- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

- ирония - скрытая насмешка;

- паралеллизм;

- сравнение;

- эпитет - художественное определение.

 

7. Стилистические фигуры стихотворения:

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

- градация - например: светлый - бледный;

- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

- повторы/рефрен;

- антитеза/противопоставление;

- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

- умолчание - незаконченное, резко оборванное предложение, в котором высказана не вся мысль, читатель додумывает её сам.

 

8. Поэтическая фонетика стихотворения:

Применение звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих определенный звуковой "рисунок" речи.

- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

- ассонанс - повторение гласных;

- аллитерация - повторение одинаковых согласных;

- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

 

9. Образ лирического героя, авторское "Я".

- рассказ от лица персонажа произведения,

- сам автор,

- автор играет какую-то роль.

 

10. Литературное направление: сюрреализм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, модернизм и т.д.


11. Жанр произведения: эпиграмма, эпитафия, песня, элегия, ода, поэма, баллада, сонет и т.д.

 

Стихотворения русских и зарубежных поэтов

2010.